Приход церкви святителя Иоанна Митрополита Тобольского
Житие
Акафист

Архиерей
Новости
Житие
История
Воскресная школа
Персоналии
Благодетели
Наши нужды
Пожертвования
Реконструкция
Партнеры
Наши реквизиты
Контакты
Баннеры
Фотоальбом

Поиск по сайту:

Омская и Тарская епархия Русской Православной Церкви Православный образовательный сайт Сибирского федерального округа

Центр Гуманитарных Программ Каталог Православное Христианство.Ру www.vidania.ru - путешествия по Святым местам


Митрополит Омский и Таврический Владимир

(Биографический очерк)

 

ПЕРВЫЕ ГОДЫ

 

1 февраля 1940 года в селе Ново-Варзарешты Каларашского района Молдовы, в благочестивой крестьянской семье родился Василий Захарович Иким - будущий митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

 

Родители его, Захария Васильевич и Мария Степановна, какие бы заботы и трудности их не обременяли - неопустительно посещали все праздничные и воскресные богослужения и всегда, с самого младенчества брали с собою в храм и своих детей. Не отменяемо было в семье и ежедневное утреннее и вечернее общее чтение молитвенного правила перед домашними иконами: святых образов в доме находилось немало.

 

Незадолго до рождения Василия Мария Степановна увидела сон: будто у её сына самая прекрасная на свете невеста. Ныне митрополит Владимир говорит: "Да, у меня самая прекрасная на свете невеста - Церковь".

 

Сороковые годы были для Молдавии временем грозным и страшным. Приход советской власти для зажиточных крестьян стал началом гонений. Дед Василия, Степан Иванович, был очень богат: имел 15000 гектаров земли. И конечно, не миновать бы его семье репрессий и раскулачивания, не успей он еще до прихода коммунистов, продать свои земельные угодья и заняться тихим пчеловодством.

 

Не миновала семью и другая беда - немецкая оккупация. В доме Икимов, вошедшие в село войска, устроили свой штаб.

 

Немцам понравился маленький Василий, они забавлялись с ним, кормили его. Мать даже стала бояться, что они увезут ее сынишку в Германию. Но - Бог миловал... Немцы, похоже, охладели к нему. Особенно после того, как в дни Великого Поста, когда они стали угощать его хлебом с маслом, - Василий есть отказался, заявив, что надо поститься, иначе Бог накажет. Ребенка они не взяли, но отступая, в саду Икимов, там где Василий очень любил играть, установили несколько мин...

 

ГИБЕЛЬ ОТЦА

 

Об отце у Василия сохранились лишь смутные воспоминания. Он был еще очень мал, когда Захария Васильевич ушел на фронт воевать с гитлеровцами. А когда вернулся - живым и с победой - побыть им вместе почти не удалось. Смерть обошедшая его на фронте, догнала уже здесь, дома, когда Захария Васильевич вошел в свой сад, где стояли, прождавшие его всю войну, грушевые деревья...

 

ТРУДНЫЕ ГОДЫ В ПОСЛЕВОЕННОЙ МОЛДАВИИ

 

В послевоенной Молдавии свирепствовал голод, бушевала эпидемия тифа. Мария Степановна осталась одна, с двумя маленькими детьми на руках: сына она уберегла, но дочь - не смогла, Василий запомнил, как собирал в огороде перец и носил его бабушке, и взамен получал немного меду - для больной тифом сестры. Мед не помог, сестренка умерла.

 

В 1947 году Мария Степановна вторично вышла замуж. Отчим Василия Лазарь Степанович Додон, человек благочестивый, считал вступление в колхоз делом богопротивным; опасное по тем временам положение единоличника, а также и то, что Лазарь Степанович происходил из крестьян зажиточных, привело к преследованию семьи. В 1948 году не один раз в двери их дома по ночам стучались вооруженные люди, - "кулаков" следовало выслать в Сибирь. Однако Лазарю Степановичу каждый раз каким-то образом заранее удавалось узнавать о таких посещениях, - и семья уходила ночевать в огороды. Высылки удалось избежать, однако от ожесточенных поборов, которым подвергались единоличники, было не уберечься, - после визита сборщиков налогов дом оказался совершенно пуст: ни горстки муки, ни крошки хлеба. Чтобы не умереть с голода, работать в семье должны были все. Крестьянская страда начиналась в три часа ночи, а заканчивалась поздним вечером. И Василий с детства пахал, ухаживал за скотом, трудился на винограднике, в летнее время нанимался пасти скот односельчан: будущий архипастырь словесных овец в детстве был простым пастухом.

 

В СТЕНАХ МОНАСТЫРЯ

 

В тогдашней Молдавии имелось 28 монастырей, и при малейшей возможности Мария Степановна вместе с сыном отправлялась на богомолье в одну из этих святых обителей. Излюбленными местами ее паломничеств были женская обитель Рэчула и мужской монастырь Киприян. В стенах Киприяна она нередко оставляла Василия на одну-две недели. Ему очень нравились торжественные монастырские Богослужения, стройное пение иноков, ласковые поучения, с которыми обращались к мальчику взрослые монахи. Эти детские впечатления с новою силой пробудятся в нем, много позже, когда у него самого созреет решение принять иноческий постриг.

 

Главной радостью для Василия стало и посещение храма во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

 

Христианскую обязанность: молится в храме по воскресениям и церковным праздникам - семья выполняла неукоснительно. Священническое служение нравилось ребенку. Запомнив ектеньи наизусть, он и дома, одевшись в какую-нибудь одежду, казавшуюся ему похожей на облачение священника, читал их себе самому и кадил при помощи кадильницы собственного изобретения, устроенной из консервной банки. Положив в нее зерна ладана, он вполне по-настоящему разжигал угли.

 

Однако всерьез думать о пастырском поприще Василию было боязно. В его доме была картина, изображающая Страшный Суд Господень: в числе первых грешников, падавших в адскую бездну, там было изображено нерадивое духовенство. Василий по-детски рассудил так: если уж придется попасть в ад, то лучше - не в первых рядах, а где-нибудь посередке, среди простого народа.

 

О его будущем Божий Промысел решил иначе. Однако детское впечатление митрополит Владимир всегда хранил в своей памяти как предостережение, указывающее на особую ответственность священнослужителей перед Всевышним Судией.

 

СВЕТСКИЕ МЕЧТАНИЯ, БЛАГОЧЕСТИВАЯ ЖИЗНЬ И КРИТИКА В СТЕНГАЗЕТАХ

 

В 1947 году Василий поступил в школу-семилетку в родном селе. Но учился, пропуская целые годы, надо было зарабатывать на хлеб. Только в 1955-м году окончил ее и начал ходить в соседнее село Петушка, там тогда была полная средняя школа.

 

Позже митрополит Владимир скажет: "В школе я учился средне, в семинарии - хорошо, в Академии - отлично".

 

В девятом классе у него появилась подростковая мечта - стать летчиком. Начал готовиться к поступлению в военное летное училище, собрал документы, прошел медкомиссию (в числе двух из пяти приехавших в это училище юношей-односельчан).

 

Но мечта о самолетах не заставила Василия отказаться от посещения храма, участия в благочестивых обрядах. В церковной жизни села он был очень заметной фигурой, особенно при совершении венчаний, на которых он еще с мальчишества являлся "старшим шафером": то шествовал с иконой впереди свадебных процессий, то верхом на коне, держа в руках калач, громко декламировал духовный стих о Священной Истории - от сотворения мира до наших дней; то, когда молодожены становились на колени перед святыми образами, - читал молитву на благословение брака, которая с древних времен читается в Православной Молдавии.

 

Разумеется, такая его деятельность не могла быть не замечена "воинствующими атеистами". В школьной стенгазете постоянно появлялись под злыми карикатурами на Василия ругательные надписи. Но такая хула не подавляла, а лишь воодушевляла юношу на еще большее усердие в молитве, и на еще более частые посещение храма. Храм его спас от вступления в пионеры и комсомол.

 

С тех пор, как мать Василия узнала, что он собирается стать летчиком, - глядя на него, она часто плакала: "Ты у меня единственный сын, самолеты часто падают, если разобьешься, с кем я останусь?". И Василий пожалел ее, пообещав что пойдет учиться в семинарию.

 

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СЕМИНАРИИ. ТРУДНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ.

 

Когда стало известно, что он снова собирал документы, но на этот раз для поступления в Одесскую духовную семинарию, куда и отвез, в село стали приезжать агитаторы.

 

"Ты же хотел быть военным пилотом, к чему тебе эта семинарская затея" - нажимали на него комсомольские активисты и секретари райкома партии. Отделаться от непрошеных советчиков, можно было лишь хитростью. И Василий пошел на нее: для поступления в летное училище документы он отдал председателю поссовета, объяснив, что это те самые бумаги из Семинарии, и которые он забрал по общему настоянию.

 

Председатель торжественно спрятал их в сейф, щелкнув ключом, и заявил: "Ну, а теперь отправляйся куда хочешь!".

 

Построенное на обмане государство, само то и дело толкало на обман.

 

Агитаторов теперь стало меньше, хотя все-таки они еще его навещали. Но он бегал от них продолжая, тем временем, усердно готовиться к экзаменам в семинарию. Оставалась еще одна трудность, почти крепостная, - паспорт. Крестьянам их тогда не выдавали. Пришлось вербоваться на целину и, получив таким образом документы, наконец-то отправиться в Одессу.

 

Конкурс поступающих в Одесскую духовную семинарию в 1958 году был очень большой: более трехсот абитуриентов на сорок мест. По конкурсу Василий не прошел: помешало недостаточное знание русского языка. Но неуспех на экзаменах и возвращение домой совсем его не расстроили, он был уверен, что в семинарии учиться будет.

 

Той же осенью какой-то внутренний голос подсказал ему, - надо ехать в Одессу... Здесь выяснилось, что пять человек из поступивших в семинарию были отчислены по разным причинам, и Василия, произведшего на преподавателей благоприятное впечатление, приняли в число учащихся.

 

АРМЕЙСКАЯ СЛУЖБА

 

Со второго класса семинарии Василия забрали в армию: сначала - в танковые войска, потом, решив, очевидно, что семинарист - "человек неблагонадежный", отправили в стройбат, на цементный карьер близ села Алексино Тульской области. Среди попавших туда призывников баптистов и адвентистов, было так много, что присягать на верность Родине Василию пришлось почти за всю роту.

 

Он окончил курсы шоферов и экскаваторщиков, получил водительские права, но на карьере работать ему не пришлось - местные военврач, обратив внимание на усердного солдата, забрал его в санчасть санитарным инструктором.

 

Все было бы ничего, да только опять, и этот военврач, и замполитом, принялись уговаривать Василия бросить семинарию и после армии идти в медицинский институт, ведь из него может получиться прекрасный хирург. Соблазн был. Но и тотчас развеялся, лишь только замполит дроговорился: прежде получения рекомендации в институт Василий должен подписать отречение от веры.

 

Отвечал он твердо, - такого отречения не подпишет никогда.

 

ОДЕССА. ПРОДОЛЖЕНИЕ УЧЕБЫ

 

В 1961 году, Василий Иким продолжил учебу в Одесской духовной семинарии. Учился он радостно и охотно: казалось, да и сейчас иногда кажется, что ему невероятно посчастливилось и с коллегами, и с семинарскими наставниками, которые, он был уверен, - самые лучшие наставники в мире.

 

Ревностного семинариста заметил митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик), назначив его своим иподиаконом, а затем и своим келейником. Митрополит Борис наставлял Василия в добродетелях смирения и терпения - "Претерпевший до конца спасен будет", - духовно и материально поддерживая воспитанника до конца своей жизни (+1965 г.). Он настоятельно советовал Василию жениться и даже указывал ему, как на будущую супругу, на одну благочестивую девушку. Однако, в то же время, из других уст слышал Василий и совет противоположный.

 

Одессу часто посещал и проводил там время отдыха Патриарх Алексий I (Симанский). Молодой иподиакон сблизился с келейником Патриарха, иеромонахом Платоном (Лобанковым), позже ставшим епископом Ташкентским и Среднеазиатским. Во время отлучек отца Платона Василий исполнял обязанности келейника при Его Святейшестве. Присмотревшись к нему, Святейший Патриарх однажды убежденно заметил: "Ты обязательно должен учиться в Академии. Из тебя будет хороший монах и хороший пастырь для нашей Церкви".

 

Быть может, именно после этих слов судьба Василия выстроилась окончательно и бесповоротно.

 

В 1963 году по первому разряду окончив Одесскую духовную семинарию, он поступил в Московскую Духовную академию.

 

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

 

Рядом текла жизнь братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Прекрасное пение Лаврских хоров, духовная красота иноческого жития пробуждали в сердце Василия воспоминания о благодатных неделях детства, проведенных в монастыре Киприян. В воспоминание о тех далеких уже днях были и частые приезды в Лавру его матери, Марии Степановны. Но не просто паломницей приезжала она сюда из Молдавии, и не только, чтобы навестить сына-студента. Каждый раз привозила она с собою какую-нибудь девушку, намечавшуюся ею ему в невесты. Мать мечтала о том, что Василий станет приходским священником, что вернется домой и, может быть, будет служить недалеко от родного села. Василий почти поддался ее уговорам, однако, когда Мария Степановна приехала в Лавру в очередной раз, сын ее был уже в сане иеродиакона...

 

ПОСТРИЖЕНИЕ

 

Тогда же Василий вступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; трудился в просфорне, выполнял разные монастырские послушания. А 27 июля 1965 года наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) был пострижен в иночество с наречением имени Владимир - в честь святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси.

 

Странные ощущения тут же возникли у него, - посвященному иноку в течение трех дней молившемуся в храме, временами чудился грохот, звон падающих и разбивающихся стекол.

 

Он будил своего брата по постригу, иеродиакона Стефана Смычникова, звал его посмотреть на причины шума, но ничего не оказывалось, все окна в храме были целыми.

 

1 августа 1965 год митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым), - будущим Святейшим Патриархом - монах Владимир был рукоположен во иеродиакона, а 4 февраля 1966 года ректором Московской Духовной академии епископом Филаретом (Денисенко) - во иеромонаха.

 

Наставником иеромонаха Владимира в иноческой жизни стали духовник Лавры схиархимандрит Серафим, имевший опыт подвижничества на Святой Горе Афон, и архимандрит Тихон (Агриков), обучавший новоначального инока молитве Иисусовой. Умное делание стало не только келейной практикой иеромонаха, но вошло в сферу его богословских интересов: кандидатскую работу в Академии он пишет на тему: "Исихатские споры в XVI веке в Византии", тщательно изучает творения святых отцов: особенно привлекают его труды святителя Григория Нисского, а также святителя Василия Великого и Григория Богослова.

 

ЗАПРЕЩЕННЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ПЕРВЫЕ НАГРАДЫ

 

Обращаясь к верующим с наставлением в момент проведения исповеди мирян в Лаврских храмах, что было назначено ему послушанием, он не именуя автора часто цитировал слова и святого праведного Иоанна Кронштадтского (в то время запрещенные: за одно хранение их грозил пятилетний срок лагерного заключения).

 

Вверено было иеромонаху Владимиру и ежедневное совершение молебна с акафистом у раки преподобного Сергия Радонежского.

 

В 1967 году учеба в Московской Духовной академии была закончена. За Божественной Литургией, знаменовавшей торжественный выпускной акт, новый кандидат богословия был удостоен своей первой церковной награды: наперсного креста.

 

По-прежнему пока оставаясь в Троице-Сергиевой Лавре в качестве помощника наместника обители, архимандрита Платона (Лобанкова), иеромонах Владимир продолжал выполнять различные послушания, как в священнослужении, так и административного характера. Между тем, вот уже почти два года власти города упорно отказывались прописать его в качестве насельника Лавры и пытались выдворить из монастыря. Вопрос был решен только в 1969 году, после зачисления иеромонаха Владимира в аспирантуру Московской Духовной академии: требуемая прописка была наконец получена.

 

АСПИРАНТУРА. ОВЦС И НОВЫЕ НАГРАДЫ

 

Тогда же иеромонах Владимир назначен членом международной комиссии Отдела Внешних Церковных сношений Московского Патриархата. Он занимался вопросами, относящимися к деятельности секретариата Римской курии по связям с неверующими и положению римо-католицизма в Латинской Америке. Но трудностей во взаимоотношениях с государством не поубавилось.

 

В 1970 году Священноначалие направляет иеромонаха Владимира в Иерусалим в качестве члена Русской Духовной Миссии, однако в визе ему отказывают, поездка срывается... Впоследствии, когда выезд за рубеж ему все-таки разрешили, - за труды по укреплению связей между братскими Поместными Церквями он удостоится многих наград: от Иерусалимской Церкви - ордена Гроба Господня I степени; от Антиохийской - ордена святых первопрестольных апостолов Петра и Павла; от Грузинской - ордена святой равноапостольной Нины; от Чехословацкой - орденов святых равноапостольных Кирилла и Мефодия III, II (дважды) и I степеней. Наградят его также своими медалями Элладская и Кипрская Церкви. Получит он и светские государственные награды: орден «Дружба народов» (СССР), «Дружба» (Чехословакия), «Дустлик» («Дружба», Узбекистан, 2000 г.) и медаль «Данк» («Слава», Киргизия, 2000 г.).

 

В 1971 году иеромонах Владимир успешно окончил аспирантуру Московской духовной академии, возведен в сан игумена и назначен членом ОВЦС по протокольным вопросам.

 

РАБОТА В ОВЦС

 

В 1972 году становиться референтом ОВЦС по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви, и все также - не выездным...

 

Только в 1975 году в составе делегации, возглавляемой митрополитом Тульским Ювеналием (Поярковым), ныне митрополитом Крутицким и Коломенским, игумен Владимир посетит Дамаск, чтобы участвовать в освящении дома представительства Московского Патриархата при Антиохийском Патриархате. В том же году в составе паломнических групп посетит Святой Град Иерусалим и Румынию, а в следующем - Болгарию, Грецию и Святую Гору Афон.

 

1976 год принес игумену Владимиру новую почетную награду - крест с украшениями.

 

КАРЛОВЫ ВАРЫ

 

Еще через два года его направляют в ведение Блаженнейшего митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, от которого он получает назначение на должность настоятеля храма святых первопрестольных апостолов Петра и Павла в городе Карловы Вары.

 

Позже очень многие среди немалого числа добрых качеств архиепископа Владимира, будут отмечать его умение ставить перед собой задачи и упорно добиваться намеченной цели. Но в 1978 году это его качество особенно ярко проявилось, быть может, в первый раз. Первой его задачей, исполненной здесь, должно было стать открытие Представительства Московского Патриархата в Чехословацкой Церкви.

 

Во многом благодаря именно его усилиям Петро-Павловский храм в Карловых Варах со всем его имуществом был передан Московской Патриархии в качестве подворья.

 

Для участия в торжествах, посвященных этому событию, в Чехословакию прибыл митрополит Ленинградский Антоний (Мельников). За Божественной Литургией, совершившейся 1 апреля 1979 года в храме новосозданного подворья, Высокопреосвященнейший митрополит возвел игумена Владимира в сан архимандрита.

 

Близко к сердцу принял архимандрит Владимир заботы братской Чехословацкой Церкви. Более тридцати лет не имела епископа Оламоуцкая епархия. И теперь он поднял этот вопрос. В итоге - Блаженнейший митрополит Дорофей принимает решение о назначении епископа на Оламауцкую кафедру; при этом архимандриту Владимиру предложено возглавить эту или Михайловскую епархию Чехословацкой Православной Церкви. Однако тот отказывается от архиерейской хиротонии, считая себя еще не готовым к святительскому служению.

 

Он продолжает развивать братские связи между Церквями: организует группы чехословацких паломников в Россию и группы русских верующих для посещения чехословацких святынь. В те же годы включается в состав делегации Русской Православной Церкви для участия во многих международных конференциях; посещает Германию, Польшу, Болгарию, Венгрию, Кипр, Грецию. Поездки обогащают опытом общения, укрепляют в верности Святому Православию, истинность которого проявляется для него все ярче при близком знакомстве со взглядами представителей других конфессий.

 

Приход Петро-Павловского храма в Карловых Варах, вверенного настоятельству архимандрита Владимира, составляли православные волынские чехи и русские эмигранты. Чтобы иметь возможность узнать паству и наставлять прихожан в истинах веры, он начал изучать чешский язык. Оказались и среди прихожан люди, появление которых в храме для архимандрита Владимира стало неожиданностью. Выяснилось, что и высокопоставленные чиновники, отдыхающие на престижном чехословацком курорте, делали карьеру, тайно стремясь заручиться и помощью Матери Церкви. От многих из этих духовных детей, как и от верующих в правительственных кругах ЧССР, архимандрит Владимир получил финансовую поддержку при реставрации храма в Карловых Варах.

 

Красивый старинный храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах, построенный еще в прошлом веке, ко времени настоятельства архимандрита Владимира обветшал и требовал художественного восстановления. Благолепию храма вредило и то, что он не имел росписей. В 1981 году архимандрит Владимир добивается разрешения на его реставрацию. Но большинство средств собранные для этого, остаются в СССР, - переправлять пожертвования в Чехословакию было делом трудным и рискованным. Вывоз крупных денежных сумм в зарубежную (пусть даже и "братскую социалистическую") страну мог повлечь за собой серьезные обвинения и соответствующую кару. Но благая цель должна была быть достигнута. И архимандрит Владимир добивается разрешения на выезд четырех художников из Москвы в Чехословакию для росписи храма святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах и договаривается с ними об оплате за работу советскими деньгами.

 

В 1985 году архимандрит Владимир за заслуги в развитии дружественных отношений между народами был награжден Грамотой Правительства Чехословацкой Республики.

 

ЕПИСКОП ПОДОЛЬСКИЙ. ПЕРВАЯ КНИГА

 

По настоянию Блаженнейшего митрополита Дорофея, желавшего возвысить представительство Московского Патриархата в Чехословацкой Церкви, - 29 июня 1985 года архимандрит Владимир был хиротонисан в епископа Подольского, викария Московской епархии, с обязанностями представителя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси при Блаженнейшем митрополите Пражском и Всея Чехословакии, а так же настоятеля подворья Московской Патриархии и храма во имя святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. В белом зале Московской Патриархии наречение архимандрита Владимира во епископа Подольского совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Пимен, митрополиты Таллиннский и Эстонский (ныне Святейший Патриарх) Алексий, Минский и Белорусский Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Волоколамский (ныне митрополит Волоколамский и Юрьевский) Питирим, Воронежский и Липецкий (ныне митрополит) Мефодий и епископ (ныне митрополит) Солнечногорский Сергий.

 

В 1987 году в Карловых Варах праздновалось 90-летие Петро-Павловского храма. Но это был уже как будто совсем иной храм. Попечением епископа Владимира его здание было тщательно и бережно отреставрировано: купола храма и колокольни - позолочены, появились яркие росписи, сделанные московскими иконописцами.

 

Был отреставрирован, расширен и приведен в идеальный порядок приходской дом, бывший до того в запустении. Сам же Преосвященный Владимир - к этому юбилею - написал историю вновь восстановленного и украшенного здания, а также подготовил книгу-альбом "Храм святых апостолов Петра и Павла подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах", издав ее на русском, чешском, немецком и английском языках.

 

В торжествах приняли участие Блаженнейший митрополит Пражский и Всея Чехословакии Дорофей и делегация Московской Патриархии во главе с митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахромеевым), председателем ОВЦС Московского Патриархата. В подворье состоялась конференция с представителями государства и всех конфессий Чехословакии.

 

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

 

В 1988 году архиепископу Владимиру неожиданно пришлось браться за еще одно ответственейшее поручение, - он был временно отозван в Москву, и назначен начальником штаба по празднованию 1000-летия Крещения Руси. Назначение состоялось всего за два месяца до предполагаемого начала торжества, и трудиться пришлось неимоверно много. К тому же - работа осложнялась столкновениями, порою очень резкими, с чиновниками Совета по делам религий.

 

И все же - великий праздник 1000-летия Крещения Руси прошел превосходно, став всемирным свидетельством величия Русской Православной Церкви.

 

За прекрасную организацию этих торжеств Святейший Патриарх Пимен наградил епископа Владимира орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени. Наградой ему стала и возможность совершить паломничество на Святую Землю.

 

ПОЕЗДКА В ИЕРУСАЛИМ. НОВЫЕ НАГРАДЫ

 

Поездка в Иерусалим, счастье своими глазами увидеть края, где протекало земное житие Спасителя нашего Иисуса Христа, возможность посетить Голгофу, побывать у гроба Господня и принять участие в совершаемых там Богослужениях, - как никогда и ничто прежде возвысили душу епископа Владимира, придали ему новые силы и бодрость, воспринятые им, как благословение Господне на труды для Церкви Русской, для народа Божия.

 

За заслуги перед Матерью-Церковью архимандрит, епископ, а затем архиепископ Владимир был удостоен награждения орденами святого равноапостольного великого князя Владимира III, II и I (дважды) степеней; преподобного Сергия Радонежского III и II степеней; благоверного князя Даниила Московского III и II (дважды) степеней; в 2000 году – орденом святителя Иннокентия, Митрополита Московского, II степени.

Дальнейшее его служение в Чехословакии не было долгим; всего несколько месяцев. Затем снова Москва и - Указ Священного Синода о назначении епископа Владимира на должность заместителя председателя ОВЦС. В 1989 году он является начальником штаба по празднованию 400-летия установления Патриаршества на Руси.

 

В последующие два года (1988-1990 гг.) он близко познакомится с руководством Русской Православной Церкви, с ее внутренней и внешней жизнью, а многочисленные зарубежные поездки этого периода дают возможность углубить понимание духовных процессов, происходящих в мировом сообществе.

 

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОМЕСТНОГО СОБОРА. ВЫБОРЫ ПАТРИАРХА

 

В 1990 году он посетил США, Канаду, Японию, и тогда же - принимает еще одно назначение и становится начальником штаба по проведению поместного собора Русской Православной Церкви. Как оказалось - исторического. Ведь впервые за весь советский период его удалось провести в духе истинной Соборности, и по настоящему свободного волеизъявления церковного народа, избравшего Предстоятелем Русской Православной Церкви митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия (Ридигера) ставшего отныне - Святейшим Патриархом.

 

ТАШКЕНТСКАЯ И СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ КАФЕДРА

 

А уже 20 июля 1990 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II епископ Владимир (с 1991 года - архиепископ) призывается на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру. Теперь его архиерейскому возглавлению вверяется одна из самых обширных и трудных епархий Русской Православной Церкви.

 

В Среднюю Азию епископ Владимир прибыл после паломничества в Грецию и на Святую Гору Афон, где стояла тридцатиградусная жара и было трудно дышать... В Ташкенте же оказалось еще жарче - + 40°, однако дышалось здесь намного легче, и это казалось добрым предзнаменованием.

 

Приехав в канун праздника Успения Божией Матери уже наутро владыка служил Литургию в Ташкентском Свято-Успенском кафедральном соборе. Благоговейность и ревностность ташкентской паствы, для встречи престольного праздника и нового архипастыря, заполнившей весь храм и двор собора, произвели отрадное впечатление. Они вселяли надежду, что и в это время политических смут, вызванных "перестройкой", когда активизируются подрывные силы, ради достижения власти или корысти спекулирующие на национальных чувствах, - Истину Любви и Веры удается не только отстоять, но и еще более укрепить. Никто не знал, что путь к этому будет нелегок.

 

НЕЛЕГКИЕ ВРЕМЕНА

 

В 1991 году распался СССР. На территории Средней Азии провозглашается независимость четырех молодых государств: Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. В Таджикистане при этом вспыхивает гражданская война. Русское население в растерянности - как быть, как жить дальше? Панические слухи и бездоказательные выступления в московских средствах массовой информации, недобросовестность журналистов, избравших Среднюю Азию мишенью своих нападок усиливают это тягостное чувство. Часть среднеазиатских русских уезжает в Россию, где тотчас, увы!, оказывается на правах бесприютных скитальцев...

 

Острая нужда в духовенстве, которую испытывала вся Русская Православная Церковь, в Среднеазиатской Епархии была особенно тягостной: на 56-ти имевшихся в Епархии приходах не хватало 35-ти священнослужителей. Более того, значительная часть здешнего духовенства тоже поддалась отъездным настроениям. Некоторые просто бежали в Россию даже без отпускных грамот. Упорно высказывалось мнение, что Среднеазиатскую епархию "вообще надо закрывать", поскольку здесь, якобы, "скоро не останется ни пастырей, ни паствы".

 

В таких условиях Владыка Владимир не утратил ни христианского мужества, ни твердого упования на Промысел Божий. В первый же год своего служения архипастырь объехал все приходы вверенной ему необъятной епархии. Потом, позже такие объезды станут для него ежегодными. А в те смутные дни они были особенно важны. Повсюду он вносил благое успокоение в души верующих, призывая не поддаваться ложным слухам и уповать на милость Всемогущего Господа.

 

К великому счастью, Республики Средней Азии возглавили Правительства, стремящиеся к мирному созиданию, установлению в своих странах межнационального и межрелигиозного согласия, всенародного единства. Оценив благотворность деятельности Православной Церкви, руководители среднеазиатских государств проявили в отношении к ней не просто терпимость. Они начали оказывать добрую и действенную помощь православной епархии. Традиционная для края взаимная доброжелательность мусульман и православных христиан, вопреки попыткам московских журналистов запугать людей "исламской угрозой", укрепилась еще более.

 

В установлении добрых отношений среднеазиатских властей и мусульманских народов к православным верующим была огромная заслуга архипастыря. По отзывам представителей различных слоев общества: не столько опыт церковной дипломатии, сколько, прежде всего, очевидная искренность любви ко всем людям явилась тем качеством, которое открыло перед архиепископом Владимиром двери и правительственных резиденций, и государственных учреждений, и духовных управлений мусульман.

 

НОВОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Вместо предвещавшейся катастрофы - в Среднеазиатской епархии неожиданно начался расцвет. Праздновавшийся в 1996 году при участии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II 125-летний юбилей Ташкентской и Среднеазиатской епархии именовался в прессе "Торжеством Православия в Средней Азии". Кстати, одна из наград Владыки - орден благоверного князя Даниила Московского II степени - была вручена Святейшим Патриархом Алексием II архиепископу Владимиру на торжествах, как раз посвященных столь важному для Средней Азии событию... Число приходов с 56-ти возросло до 94-х: это больше, чем было здесь в царское время. Даже в тревожном Таджикистане не только не уменьшилось число православных общин, но и возникло два новых прихода. А Свято-Георгиевский полковой храм в Душанбе явился одним из первых воинских храмов во всей Русской Православной Церкви.

 

Испытания времени заставили людей вспомнить об отеческой вере, возложить надежды свои на Бога, а не на суету политики и экономики.

 

Большинство русских жителей Средней Азии осталось жить в этом краю. Приток верующих, прежде всего - молодежи, продолжается во всех приходах, которые возникают даже там, где их никогда не бывало прежде: Бухаре, Небит-Даге, Навои, Зарафшане и др.

 

Правительства республик Средней Азии высоко оценили миротворческую и воспитательную миссию Православной Церкви. Указом Президента Узбекистана Ислама Каримова для создания Ташкентского Духовного Центра выделен обширный участок земли вместе с расположенными на нем двумя зданиями, пригодными для переоборудования в церковные учреждения.

 

Церкви возвращены и отреставрированы сохранившиеся храмы, среди них, - крупнейший в епархии Самаркандский Свято-Алексиевский собор и прекрасное творение деревянного зодчества - Свято-Троицкий собор города Кара-Кола. Возведены новые храмы, не уступающие образцам старинной православной архитектуры: храм блаженной Ксении Петербургской в городе Балыкчи, преподобного Сергия Радонежского в Навои, Покровский в Канте, Казанский в Кара-Балте и другие.

 

СНАЧАЛА ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ, ЗАТЕМ - СЕМИНАРИЯ

 

Среди первых шагов Владыки Владимира в Средней Азии было и основание Ташкентского Духовного училища; оно оказалось для епархии спасительным. К настоящему времени почти полностью удовлетворена нужда приходов в священнослужителях; большинство духовенства составляют Ташкентские воспитанники. По ходатайству Владыки в 1998 году училище преобразовано в Духовную семинарию с пятилетним курсом обучения, Ректором Семинарии назначен архиепископ Владимир. Цель Семинарии теперь много шире, - не заполнение священнических вакансий, но - подготовка высокообразованных пастырей.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДУХОВНО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЦЕНТРОВ

 

В год прибытия Владыки в Ташкент здесь возродился и Свято-Троицкий Никольский женский монастырь. Несколько позже открыты еще три женских монастыря и один мужской: Свято-Покровский женский монастырь в городе Дустабаде (Узбекистан, Ташкентская область), Казанский женский монастырь в города Кара-Балта (Киргизия), Свято-Никольский женский монастырь в Ашхабаде (Туркменистан) и Свято-Георгиевский мужской монастырь в городе Чирчике Ташкентской области (Узбекистан).

 

Не очень скоро, но все-таки достаточно успешно продвигается строительство в столице Узбекистана Ташкенте и в столице Кыргызстана Бишкеке масштабных Православных Духовных Центров, где разместится очень многое: Епархиальные Управления, Духовная Семинария, воскресные школы для детей и Православные Университеты для мирян, благотворительные учреждения, иконописные мастерские, производства церковной утвари... Все эти проекты упорно, осуществляемые архипастырем, несмотря на экономическую нужду епархии, один из его собратий-архипастырей назвал "космическими". Несомненно, многое из вершившегося за эти годы в Среднеазиатской епархии, является чудом благости Божией: но в совершении этого чуда видится огромная заслуга и неутомимого делателя - архиепископа Владимира. Конечно же, большую помощь епархии в строительстве Духовного Центра оказывают очень и очень многие. В частности оказывает хоким (мэр) Ташкента господин К. Н. Туляганов.

 

Президент Кыргызстана Аскар Акаев также много заботится о создании Бишкекского Духовного Центра. Кроме этого, в Бишкеке отведена земля и начато возведение собора в честь святого равноапостольного князя Владимира. А Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши лично выбрал и передал Церкви один из красивейших участков столичного Ашгабата, где скоро поднимет свои стены собор во имя Воскресения Господня.

 

В ряде случаев местные власти сами проявляют инициативу при создании православных храмов: так в узбекистанских городах Сырдарье, Карши, Бухаре, - знаменитом мусульманском центре, где никогда прежде не совершались Православные Богослужения, - православным верующим переданы здания, пригодные к переустройству в храмы.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОБРЫХ ДЕЛ

 

Архиепископ Владимир сам ведет переговоры со многими местными руководителями и благотворителями, и эти встречи неизменно идут на благо приходам. Многократно посещал он и Таджикистан, где выступал с миротворческими призывами и инициативами; в таджикистанской прессе архиепископа Владимира называли "великим другом таджикского народа".

 

Все годы своего пребывания в Средней Азии архиепископ Владимир не устает знакомиться с трехтысячелетней историей края, с учением Ислама, составляющего здесь религию коренного народа, знакомится основательно, как подобает ученому-богослову. Уникальный опыт добрососедства православных и мусульман, накопленный в этом краю за многие века совместного существования, стараниями архиепископа Владимира были упрочены и развиты.

 

По межреспубликанскому телевидению транслировался цикл бесед главы Православной епархии с мусульманскими главами и исламскими учеными. В них утверждались общие для всех ценности нравственности и справедливости. В 1995 году по почину архиепископа Владимира в Ташкенте состоялась международная христианско-мусульманская конференция "Совместно жить под одним небом", в которой участвовали православные священники епархии, представители ОВЦС Московского Патриархата, духовные главы мусульман стран Центральной Азии, представители Правительств Среднеазиатских Республик, а также делегации Всемирного Совета Церквей. Было принято совместное "Обращение к мусульманам и православным христианам Центральной Азии", главная суть которого в словах: "... мы свидетельствуем, что мусульмане и православные Центральной Азии живут в согласии, взаимном дружелюбии и милосердии... Корни доброго соседства Ислама и Православия уходят в древнюю историю, между нашими религиями в этом благодатном краю никогда не было недоразумений и конфликтов... Мусульмане и православные видят своей задачей создание процветающих, высоконравственных, духовно просвещенных обществ в своих родных государствах Центральной Азии".

 

На этой же встрече говорилось о необходимости совместного противостояния сектам иностранного происхождения, чья деятельность в регионе носит характер провокации, ведет к межрелигиозным и межнациональным конфликтам.

 

Для еще большего сплочения духовенства и утверждения Соборности в 1991 году архиепископ Владимир выступил с идеей проведения общеепархиальных съездов. Однако задуманное осуществилось не в полной мере, - состоялось лишь два таких съезда, затем, из-за дороговизны транспорта, валютных барьеров, иных сложностей современности, пришлось ограничиваться проведением съездов духовенства Республик и собраний благочинных; они проводятся по несколько раз в год.

 

Архиепископ Владимир почти что все время в дороге. В долгих, порою изнурительных поездках... По собственным словам архипастыря: "приходится постоянно находиться то в машине, то в воздухе". Епархиальный автомобиль Владыка превратил в "храм на колесах": в дороге вместе с сопровождающими его священнослужителями он совершает молебны, читает каноны и акафисты.

 

Посетив более 30 стран мира, Владыка часто в своих проповедях рассказывает и о духовной жизни разных государств.

 

Просветительство духовное, и, как ни странно, вполне светское - у него слишком велик житейский, жизненный и фактологический опыт, чтобы им, во благо, не поделиться с другими - стало почти основною чертой его характера. В 1999 году он, например, принимает самое активное участие в Конференции, проводимой по эгидой ЮНЕСКО, - «Центральная Азия как регион взаимодействия мировых культур и религий».

 

В 1996 году Ташкентская и Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви праздновала свое 125-летие; торжества возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, назвавший этот юбилей "событием не только для жителей Средней Азии, но и для всей Русской Православной Церкви" и высоко оценивший труды архиепископа Владимира по устроению епархии. В праздновании приняли участие сотни тысяч верующих из всех среднеазиатских приходов. В дни торжеств Святейший Патриарх имел продолжительные беседы с Президентом Узбекистана И. Каримовым, Президентом Кыргызстана А. Акаевым, мусульманскими главами, совершил освящение возрожденных за последние годы величественных соборов в Самарканде и Кара-Коле, посетил многие приходы Узбекистана и Кыргызстана, которые упрочили свое положение и вдохновили верующих на новые труды во славу Божию.

В 1991 году архиепископ Владимир основывает епархиальную газету "Слово жизни", а также учреждает издательский отдел, выпускающий молитвословы и брошюры катехизического характера.

 

Хотя с 1980 года проповеди и статьи Владыки Владимира регулярно публиковались в "Журнале Московской Патриархии", особенно много трудов им создано в Средней Азии. Толчком к тому послужило желание улучшить епархиальную газету, на страницах которой затем были опубликованы принадлежащие его перу полные циклы проповедей церковного годичного круга, слов на Утренние Евангелия, Великопостных наставлений, а также слова в дни памяти особо чтимых святых.

 

Сотрудничество архиепископа Владимира с "Журналом Московской Патриархии" тоже не прервалось, - ряд проповедей, а также статья "Стояние перед Господом за всех нас" (о Святейшем Патриархе Алексие II) были опубликованы в газете "Православная Москва". Среди выступлений в светской прессе: цикл статей, посвященный отношениям Руси с Золотой Ордой, подготовленных для журнала "Звезда Востока", статья об охране мира Божия (журнал "Экологический вестник Узбекистана"), опубликованное в 1994 году "Открытое письмо протоиерею Зарубежной Церкви о. Виктору Потапову (газета "День"), вызвавшее большой резонанс за рубежом.

 

В 1998-2001 гг. вышли четыре тома книги "Слова в дни памяти особо чтимых святых" («Издательство Московской Патриархии»), а также "Врата покаяния" (издательство Сретенского монастыря в г. Москве). В 2000 году вышла книга «Большой полет крылатого коня (Духовное наследие Туркменистана и его христианские традиции)», изданная издательством Холдинга «Совершенно секретно». В этом же году вышли две брошюры «…А друзей искать на Востоке» и «Побеждено добром будет» (Издательство Художественно-производственного отдела Ташкентской епархии). В 2001 году вышла книга «Собиратель Русской Церкви» под общей редакцией архиепископа Владимира и книга «Слово, растворенное любовью» (Издательство Московской Патриархии). В 2002 году – «Земля Потомков Патриарха Тюрка (История христианства в Киргизии)» (Издательство Московской Патриархии), «Проповеди на воскресные Евангельские чтения», а также «По стопам апостола Фомы (История христианства в Центральной Азии в двух томах)» (Издательский Совет РПЦ). Среди неопубликованных работ двухтомник «Доклады, речи, интервью». В настоящее время продолжается издание книги "Слова в дни памяти особо чтимых святых".

 

В 1990,1991, 1997, 1998, 2000 и 2001 гг. архиепископ Владимир являлся временным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

 

В 2002 году архиепископ Владимир был возведен в сан митрополита.

 

Основой успешного служения Церкви и народу Божию Владимир считает молитву, утверждая: «Без молитвы невозможна ни духовная, ни внешняя - административная, хозяйственная или любая иная деятельность священнослужителя. Без молитвы человек пуст, он превращается в медь звенящую, становится духовно низок и теряет способность совершать истинно благие дела. Только молитва просвещает, обогащает, укрепляет и дает силы для плодотворной деятельности на ниве Божией».

 








Copyright © 2004-2016 Храм святителя Иоанна Митрополита Тобольского
644015, г.Омск, ул.Димитрова, 4, Тел/Факс: (3812)551257

Разработка, дизайн, поддержка RayStudio