Приход церкви святителя Иоанна Митрополита Тобольского
Житие
Акафист

Архиерей
Новости
Житие
Иконография
История
Воскресная школа
Персоналии
Благодетели
Наши нужды
Пожертвования
Реконструкция
Партнеры
Наши реквизиты
Контакты
Баннеры
Фотоальбом

Поиск по сайту:

Омская и Тарская епархия Русской Православной Церкви Православный образовательный сайт Сибирского федерального округа

Центр Гуманитарных Программ Каталог Православное Христианство.Ру www.vidania.ru - путешествия по Святым местам


Иконография святителя Иоанна Митрополита Тобольского

Несмотря на местное почитание, из-за поздней канонизации иконография святителя Иоанна Митрополита Тобольского сравнительно невелика. Иконы святителя писали преимущественно в 1916-1917 гг. в местах его служения в Сибири и на Украине. Они были созданы на основе ранних портретов и их живописных повторений, получивших распространение во 2-й половине XIX в.


Принято считать, что на прижизненном портрете-парсуне кон. XVII - нач. XVIII в. из Чернигова индивидуальные черты облика святителя  Иоанна переданы наиболее точно. Опубликовано: (Картины церковной жизни Черниговской епархии из 9-вековой ее истории. К., 1911. С. 104) Это поколенное изображение святого в сане архиепископа Черниговского в богослужебном архиерейском облачении - богато орнаментированном саккосе, омофоре и митре, с наперсным крестом, панагией и палицей, с жезлом (без сулока) в правой руке и с крестом в левой. Он изображен в зрелых летах, высокого роста, осанистым, возникает впечатление крупного телосложения святителя. Взгляд кажется пронзительным, глаза небольшие, остро смотрящие из-под бровей вразлет, нос с характерной горбинкой. Особенности внешности характеризуют святителя как человека сильного и волевого. По сторонам фигуры на фоне изображены герб и монограмма. Произведение представляет типичный образец украинской портретной живописи.


В Тобольске также были созданы портреты святителя Иоанна, сохранявшие сходство с его обликом. Так, например,  после смерти святителя для погребального обряда был выполнен его оплечный портрет в белом клобуке на 6-гранной металлической пластине (в 1925 году передан из церковного древлехранилища в собрание ТГИАМЗ; в инвентарных книгах значится как «старый портрет Иоанна Максимовича»; по мнению В. Г. Пуцко, написан в 1711-1712г.г.). Он принадлежит к типу труменного портрета (помещался на торцевой части гроба), получившему распространение в Польше и затем на Украине. Образ святителя отличают спокойствие, строгость, молитвенная созерцательность. Ранний портрет-парсуна святителя Иоанна (в клобуке, с крестом и посохом в руках) хранится в собрании Томского областного художественного музея. Изображение  святителя Иоанна с надписью и вензелем находилось на его деревянном надгробии, впоследствии  на мраморном памятнике (Фомин. 2003. С. 61, 69, 319).


Ко 2-й половине XVIII в. относится портрет св. Иоанна другого иконографического типа (Тюменский обл. музей изобразительных искусств): поясное изображение в архиерейской мантии лилового цвета в митрополичьем белом клобуке, с высоким жезлом и четками в руках. Несмотря на репрезентативный характер портрета, фигура святителя с широкими плечами выглядит некрупной, лицо худощавое, аскетическое; как и на черниговском портрете, сохраняются острота взгляда и некоторые индивидуальные черты лица (форма носа, линия бровей). В целом изображение довольно условно, что объясняется его копийным характером. Один из образцов такого извода (1826г., поновлен в 1896) находился в приделе Софийского собора в Тобольске на правой стене алтаря («изображен Иоанн Максимович во весь рост, в белом митрополичьем клобуке и голубой, с источниками, мантии» - (Сулоцкий А.И., прот. Соч. в 3 т. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири. С. 40; см. также: Фомин. 2003. С. 29, 66, 298, 319). Известен украинский портрет кон. XVIII - нач. XIX в. (НКПИКЗ; см.: Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 43) – св. Иоанна вполоборота вправо, в мантии и клобуке, с благословляющей десницей, с жезлом, на фоне герб и монограмма.

В 1849г. иконописец из тобольских мещан Иван Козлов исполнил портрет святителя Иоанна (ТГИАМЗ), иконографически близкий к тюменскому образу, с более идеализированными чертами лика. Живописная манера мастера ориентирована на реализм, поэтому в образе подчеркнуты некоторые физиогномические признаки: носогубные мышцы, складка на переносице, образованная сдвинутыми бровями. На темном фоне, исключающем пространственную глубину, полуфигура святителя выступает вперед благодаря активной светотеневой моделировке. Другой портрет святителя Иоанна нач. XIX в., написанный в академической манере, хранится в Петропавловском соборе Томска. Изображение св. Иоанна входило в серию портретов, украшавших конгрегационный зал Киевской Духовной Академии (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293). Портреты св. Иоанна хранились у многих жителей Сибири; известны чудеса с видением образов св. Иоанна, в том числе с другими Тобольскими святителями (см., напр.: Фомин. 2003. С. 68-69, 73, 411). Некоторые портреты свт. Иоанна и свт. Филофея (Лещинского) близки по иконографии.


В 1903-1904 гг. в качестве раздаточного образа была отпечатана Абалакская икона Божией Матери с портретом свт. Иоанна (Там же. С. 78). В 1915 г. в Киеве разрешены духовной цензурой к печати литографированные иконы свт. Иоанна, которые тысячами были розданы в Тобольске епископом Варнавой (Накропиным). Уже тогда обносили вокруг собора образ свт. Иоанна  работы художника П. П. Чукомина и служили перед  ним молебны (РГИА. Ф. 797. Оп. 84. Ед. 372. Л. 45, 49 об.). В марте 1916 г. при подготовке канонизации Святейший Синод запросил у епископа  Варнавы «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы» (Фомин. 2003. С. 318-321). Комиссия по организации торжеств из 7 представленных изображений св. Иоанна  признала наиболее точным гравюру - иллюстрацию к биографии святителя, опубликованную прот. А. И. Сулоцким в журнале «Странник» в январе 1864 года. Святитель изображен по пояс, вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке, с панагией на груди, с благословляющей  десницей, в левой руке - архиерейский жезл без сулока. Этот оригинал был утвержден как образец для икон святителя. В качестве материалов привлекались стенопись 1826 г., надгробный образ 1848 г., 2 живописных поясных изображения из Тобольского церковного древлехранилища, поясные портреты, хранившиеся в тобольских семьях Зданевичей и Петуховых (последний получен в 40-х гг. XIX в.  от бывшего ключаря Софийского собора Иакова Ласточкина).


К  торжествам канонизации иконы свт. Иоанна были выполнены в столичных мастерских («Тобольский  епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим Петроградским и московским живописцам» - Максимова. 2003. С. 11). Они были написаны «по золотому чеканному фону с эмалями» на кипарисовых и липовых досках; изготовлены иконы аналойного и иконостасного размеров. Прихожане церкви с. Чимеева Курганского уезда Тобольской губернии сразу после публикации решения Святейшего Синода о канонизации свт. Иоанна заказали его ростовую икону на золотом фоне московскому фабриканту Строкову. В дни торжеств эту икону носили крестным ходом по деревням прихода. Два образа святителя разных размеров были заказаны в Междугорском Иоанновском женском монастыре общиной Троицкой церкви с. Теплодубровского Ишимского уезда  Тюменской губернии.


К июлю 1916 г. изображения святого украшали храмы Тобольска и Тобольской епархии. Одна из икон была использована в чине канонизации, износилась из собора в день праздника во время литии. В многочисленных прошениях, направленных в Епархиальное Управление, говорилось о заказных иконах и об их освящении на мощах святого. Так, например, настоятель церкви пророка Илии с. Седельникова Тарского уезда  Тобольской губернии  священник  Петр Ланитин просил дать частицу мощей свт. Иоанна  для вложения в икону, заказанную у тобольского  живописца Колмогорова. С  ходатайством о выделении частицы гроба и одежд свт. Иоанна обратился также профессор  Московского университета И. С. Плотников (ГАТОТ. Ф. 156. Оп. 29. Д. 2528. Л. 493, 503). Таким  образом, новопрославленного святого начали почитать не только в Сибири, но и в европейской части страны.


В августе 1917 г. в Тобольске образ свт. Иоанна  был поднесен игуменьей  Иоанновского монастыря Марией (Дружининой) императору  мученику  Николаю II. В мае 1918 г. дети подарили императрице  мученице  Александре Феодоровне икону святителя Иоанна, освященную на мощах святителя в день ее именин; другой образ («в благословение от святителя Иоанна») государь получил от них в день рождения. Царственные страстотерпцы передавали близким 2-сторонние серебряные образки с изображением  свт. Иоанна и Тобольской иконы Божией Матери.  В Ипатьевском  доме было 8 икон свт. Иоанна - больше, чем других  святых. (Фомин. 2003. С. 521-528).


Сохранившиеся иконы свт. Иоанна 10-х гг. XX в. представляют 2 типа иконографии. Первый извод, опиравшийся на черниговскую парсуну, вероятно, появился на Украине и оттуда попал на восток. Однако широкого распространения в Сибири подобные иконы не получили (исключение - образ из Церковно-археологического кабинета Тобольской и Тюменской епархии).  Другой, более устойчивый иконографический вариант создан на основе синодального образца и тобольских портретов - поясное или ростовое изображение благословляющего святителя в небольшом повороте влево, с жезлом в левой руке. У него крупные черты лица, впалые щеки, сдвинутые к переносице брови, прямая седая борода средней величины, разделенная на пряди или узкая на конце. Свт. Иоанн облачен в архиерейскую мантию синего, реже фиолетового цвета с источниками и со скрижалями, в темную рясу, на голове белый клобук с крестом, на груди панагия (святитель был погребен в мантии, рясе и куколе - Там же. С. 62, 142, 310-311). В левом верхнем углу или над головой святителя в облачном сегменте образ благословляющего Спаса Вседержителя со сферой или с Евангелием в левой руке (икона из Покровского собора в Тобольске). Иногда в верхних углах средника представлены на облаках Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором (средник  иконы  свт. Николая Чудотворца), как на иконе из церкви  Семи св. отроков Эфесских в Тобольске. Иконы свт. Иоанна  исполнены в основном на золотом фоне, с имитацией эмалей на полях; в надписях святой именуется митрополитом Тобольским и Сибирским. Чтимые иконы святителя Иоанна  находятся в Вознесенском (Георгиевском) храме Тюмени, в монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Изображения святителя хранятся в ТГИАМЗ, в Тюменском музейном комплексе, в монастырях и храмах Тобольска, Тюмени, Ханты-Мансийска и других  городов Тюменской обл., на Алтае.


На ростовой иконе из Белозерского района Курганской обл. (после 1916, Курганский областной художественный музей) святитель показан в мантии и клобуке, с панагией на груди, с благословляющей десницей, с жезлом в левой руке. Нимб и фон золотые с гравированным орнаментом, позем в виде плит в прямой перспективе. Иконы свт. Иоанна  традиционного  извода создавались также в иконописных мастерских Екатеринбурга (после 1916, СОКМ; см.: Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в.: Альбом-кат. Екатеринбург, 1998. С. 236. Кат. 581). В Киеве бытовали иконы седобородого свт. Иоанна  в мантии и клобуке, с крестом в деснице и высоким жезлом в левой руке, которые писались, в частности, в мастерской Киево-Печерской лавры (10-е гг. XX в., НКПИКЗ, Китаевская пуст. в Киеве).

 

Более редким в иконографии свт. Иоанна  является небольшой образ  около 1916 г. (ГИМ; см.: Духовные светочи России. С. 75-76. Кат. 60), на котором святитель показан в рост, вполоборота влево, на фоне реки  Иртыш и кафедрального Софийского собора Тобольска (с крестом, вероятно, обозначено место погребения святого). Свт. Иоанн  в мантии и клобуке, немного склонив голову, предстоит Спасителю, изображенному в облаках над собором. Существует редкая икона свт. Иоанна в богослужебном облачении (в левой руке крест) на фоне церковных построек.


Образ свт. Иоанна  входит в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», представленную на иконах письма монахини  Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и современных иконописцев.  Свт. Иоанн обязательно изображается на иконах «Собор Сибирских святых» кон. XX - нач. XXI в.; 1-й образ написан в 1984 г. в связи с установлением праздника (в день памяти свт. Иоанна) иконописцами мастерской Московской Патриархии,  свт. Иоанн  помещен в центре 1-го ряда. Единоличные иконы свт. Иоанна  в древнерусском  каноне стали активно писать в кон. 90-х гг. XX в. в иконописной школе при Тобольской Духовной  Семинарии, образцом послужила житийная икона свт. Алексия, митр. Московского, письма Дионисия (ГТГ). Одна из первых иконостасных икон (ок. 2000) была исполнена С. Южаковой в качестве выпускной работы при окончании иконописной школы при МДАиС  для местного ряда кафедрального Софийского собора в Тобольске (вариант Е. Николахиной - 2003). В среднике фигура свт. Иоанна  в крещатом саккосе, белом клобуке и омофоре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. В 20 клеймах изображены основные события Жития свт. Иоанна  и его прославление. Композиционное решение средника иконы Дионисия сохраняется и в других  ростовых изображениях свт. Иоанна (2009, иконописец   Д. Молчанова). Традиционная  иконографическая схема с полуфигурой святителя с Евангелием в руке (2009, иконописец Е. Кудрина) наиболее востребована в Тюменском регионе, такие иконы в древнерусской стилистике заказывают для сибирских  храмов и преподносят в дар гостям в дни памяти  свт. Иоанна.  Тобольские иконописцы возобновили извод, на котором святитель (в современном  варианте нередко в молении) предстоит Спасителю, изображенному в облаках над  собором. Выполнены также современные шитые покровы на мощи свт. Иоанна.

 

М. Н. Софронова  

23-й том "Православной энциклопедии"

 

 

_____________________________________________________________________________________
Ист.: РГИА. Ф. 797. Оп. 84. Ед. 372; ГАТОТ. Ф. 156. Оп. 29. Д. 2528.
Лит.: Сибирская икона: [Альбом]. Омск, 1999. С. 87, 89, 214, 252. Ил. 48, 50; Сибирские реликвии: [Из собр. Тобольского музея]. Тобольск, 2001. С. 206, 207; Максимова Г. В. Иоанн Тобольский и его иконные изображения // Новый мир: Газ. Курган, 2003. 25 окт.; Фомин С. В. Последний царский святой: Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб., 2003; Софронова М. Н. Портретные изображения свт. Иоанна, митр. Тобольского и всея Сибири чудотворца // Вестн. Тобольского гос. пед. ин-та им. Д. И. Менделеева. Тобольск, 2004. № 4. С. 194-199; она же. Портретные изображения свт. Иоанна, митр. Тобольского и всея Сибири чудотворца // Тальцы. Иркутск, 2006. № 1(28). С. 17-23; Пуцко В. Г. О прижизненных изображениях свт. Иоанна Тобольского // Моск. журнал. 2006. № 11. С. 46-48; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 188, 205. Ил. 160, 161.


Copyright © 2004-2018 Храм святителя Иоанна Митрополита Тобольского
644015, г.Омск, ул.Димитрова, 4, Тел/Факс: (3812)551257

Разработка, дизайн, поддержка RayStudio